Воскресенье, 15.09.2019, 19:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Средняя общеобразовательная школа №9 г. Алдан"
МО "Алданский район"





Меню сайта
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон доверия
<8-(4112)-42-10-28> <+7(495)104-68-38>
Горячая линия
<ЕГЭ: 8-(4112)-42-10-46> <ОГЭ: 8-(4112)-42-10-48> <+7(495)984-89-19>

Методические материалы для проведения бесед с подростками

по профилактике правонарушений

Агрессивное поведение – поведение, при котором наблюдается причинение ущерба физическому или психическому здоровью одного лица (или группы лиц) другому лицу, либо группе лиц.

Аутоагрессивное поведение – различные формы нанесения самоповреждений (вред своему психическому и физическому здоровью).

ТЕМА: Профилактика различных видов химической зависимости.

Методические рекомендации. К проведению беседы привлекается инспектор КДН (освещение юридической стороны данной темы), специалист ЦПППН «Доверие» и куратор по ППХЗ (химические процессы, затрагивающие организм человека при употреблении ПАВ). Организатор данной беседы выступает в роли координатора при подготовке и проведении.

Советы выступающим.

- Для первого раза нужно выбрать несколько тезисов.

- Не перегружать подростков.

- Не переходить на личности, даже если в аудитории есть дети, употребляющие алкоголь,

в том числе и пиво.

- Беседу проводить спокойно, не проявлять излишнюю эмоциональность.

- Не уговаривать подростков не прикасаться к сильнодействующим веществам, а проинформировать о последствиях этих контактов.

- Вовлекать ребят в дискуссию.

Материал для беседы.

Мозг человека - блистательно спроектированный и созданный природой самопрограммирующийся компьютер. Нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя на анатомо-физиологическом уровне изучение его продолжается более ста лет, а мышление людей как продукт деятельности мозга психология исследует уже три тысячелетия.

Работа мозга тончайшим образом регулируется химическими веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в процессе обмена веществ.

Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта - кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку, человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов.

Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПАВ). К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики - опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например экстази.

Вопрос к подросткам. Кто знает, что такое "экстази"?

Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя, кто именно осведомлен.

Экстази очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази дает возможность продержаться в тонусе 10-12 ч, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши, употребляющих наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца XX в.

Вопрос к подросткам. Наркомания - это вредная привычка или болезнь?

Обсуждение. Выслушайте мнение и дайте правильные определения понятиям "вредная привычка", "наркомания".

Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению, удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия, и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг, в этот самый центр удовольствий. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра, на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется "кайф". Бедное животное очень быстро погибает от "счастья".

Погибают и наркоманы, не только от наркотического истощения, но и от СПИДа, которым можно заразиться через общий шприц, от гепатита В - вирусного заболевания, передающегося через кровь. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция.

Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает подростков в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. "Ломка" - тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества. Наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

Наркоманы ведут паразитический образ жизни, если у них родятся дети, то они, как правило, поражены самыми разнообразными недугами: от физических уродств до слабоумия. Излечиться от наркомании очень трудно, а подчас и вовсе невозможно. Значительное число наркоманов погибает во сне от остановки дыхания.

Вопрос к подросткам. Пьянство и алкоголизм - это одно и то же?

Обсуждение. Нет, пьянство - вредная привычка, ведущая к болезни, а алкоголизм - болезнь и следствие пьянства.

Итак, несколько медленнее, чем наркомания, и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм.

Алкоголизм - это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. В организме каждого человека содержится небольшое количество этилового алкоголя. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене веществ, является биологическим "горючим", благодаря ему человек энергичен и бодр. Однако если все время "подбрасывать" это горючее извне, то нарушается обмен веществ и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм - зависимость человека от этилового спирта.

Алкоголизм имеет несколько стадий: на первой - заболевание излечимо и большая часть изменений обратима, вторая стадия довольно быстро переходит в третью, и человек становится инвалидом. Развиваются цирроз печени (замена печеночных клеток клетками соединительной ткани), поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие - вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

Потомство пьющих людей - зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления - убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

Методика экспресс-диагностики

Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки

        Многие ситуации (профессиональное ориентирование, подбор команд для участия в спортивных и иных соревнованиях, проведение групповых тренингов, в частности выездных многодневных тренингов, специальных тренингов) требуют определения уровня и формы реализации агрессии у подростка. Сложные диагностические методики доступны только профессиональному психологу, но во многих случаях столь глубокое исследование не является необходимым. Поэтому можно использовать в работе по профилактике безнадзорности простую и эффективную упрощенную методику А. Басса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого, 1954), с которой может работать любой специалист, а при желании — и родители подростков. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки (табл. 3) включает определение:

1) физической агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм); 
2) вербальной агрессии — агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т. д.; 
3) косвенной агрессии — агрессии, перенесенной на неживые предметы, животных; 
4) негативизма — чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения; 
5) раздражительности — скорости развития агрессивных и защитных реакций; 
6) подозрительности; 
7) обиды — внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав; 
8) чувства вины — переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки

Вопрос

Да

Пожалуй, да

Пожалуй, нет

Нет

1

Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо

       

2

Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю

       

3

Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь

       

4

Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню

       

5

Не всегда получаю то, что мне положено

       

6

Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

       

7

Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать

       

8

Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести

       

9

Мне кажется, что я не способен ударить человека

       

10

Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи

       

11

Всегда снисходителен к чужим недостаткам

       

12

Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его

       

13

Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства

       

14

Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю

       

15

Часто бываю не согласен с людьми

       

16

Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь

       

17

Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему

       

18

В раздражении хлопаю дверьми

       

19

Я более раздражителен, чем кажется со стороны

       

20

Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор

       

21

Меня немного огорчает моя судьба

       

22

Думаю, что многие люди не любят меня

       

23

Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

       

24

Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины

       

25

Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку

       

26

Я не способен на грубые шутки

       

27

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

       

28

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

       

29

Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится

       

30

Довольно многие завидуют мне

       

31

Требую, чтобы люди уважали мои права

       

32

Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей

       

33

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу

       

34

От злости иногда бываю мрачным

       

35

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь

       

36

Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания

       

37

Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть

       

38

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

       

39

Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям

       

40

Хочется, чтобы мои грехи были прощены

       

41

Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

       

42

Обижаюсь, когда получается не по-моему

       

43

Иногда люди раздражают меня своим присутствием

       

44

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

       

45

Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»

       

46

Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю

       

47

Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

       

48

Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь

       

49

С десяти лет у меня не было вспышек гнева

       

50

Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

       

51

Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

       

52

Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня

       

53

Когда кричат на меня, кричу в ответ

       

54

Неудачи огорчают меня

       

55

Дерусь не реже и не чаще других

       

56

Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки вещь

       

57

Иногда чувствую, что готов первым начать драку

       

58

Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо

       

59

Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю

       

60

Ругаюсь только от злости

       

61

Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть

       

62

Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее

       

63

Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу

       

64

Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

       

65

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить

       

66

Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает

       

67

Часто думаю, что живу неправильно

       

68

Знаю людей, которые способны довести меня до драки

       

69

Не огорчаюсь из-за мелочей

       

70

Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

       

71

Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение

       

72

В последнее время я стал занудой

       

73

В споре часто повышаю голос

       

74

Стараюсь скрывать плохое отношение к людям

       

75

Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

       

Ключ к методике. При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да» суммируются, «Нет» и «Пожалуй, нет» суммируются. Ответ на вопрос со знаком «–» регистрируется с противоположным знаком. Сумма баллов, умноженная на К, позволяет получить нормированные показатели (табл. 4).

Индекс агрессивности = («1» + «2» + «3») : 3.

Индекс враждебности = («6» + «7») : 2.

«1». Физическая агрессия, К = 11.

1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +

«2». Вербальная агрессия, К = 8.

7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 – , 71 +

73 +, 74 –, 75 –

«3». Косвенная агрессия, К = 13.

2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 +

«4». Негативизм, К = 20.

4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –

«5». Раздражение, К = 9.

3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 – , 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +

«6». Подозрительность, К = 11.

6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –

«7». Обида, К = 13.

5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +

«8». Чувство вины, К = 11.

8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 6

Бланк анализа результатов**

1

3

5

4

7

6

2

8

Вопросы

             

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

 

44

45

46

47

48

49

50

 

51

52

53

54

55

56

57

 

58

59

60

61

62

63

64

   

65

66

67

68

 

69

   

70

71

 
   

72

     

73

 
           

74

 
           

75

 

Коэффициенты

             

11

13

9

20

13

11

8

11

Баллы

             
               

Нормированные показатели

             
               
               
               

Индекс агрессивности =

             

Индекс враждебности =

             

 

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Сетевой город
МО РФ
Год экологии
Год молодежи

Copyright MyCorp © 2019 | Сделать бесплатный сайт с uCoz